Raw materials
О парфюмерных компонентах
В структуру духов (fine fragrances), а также отдушек для косметики и бытовой химии, для диффузоров и аромасвечей, входят вещества с достаточно интенсивным и как правило приятным запахом.
Парфюмерия существует многие тысячи лет. Слово «-fume» в «perfume» означает воскурение. В религиозных и медицинских целях некоторые вещества вроде смолы ладана использовались издревле. Постепенно люди учились получать эссенции душистых веществ — эфирные масла, абсолюты, — более концентрированные и более удобные для создания смесей с желаемым запахом. С развитием химии натуральные компоненты стали очищаться от лишних примесей (например, терпенов — в цитрусах), появились изоляты, то есть моновещества (например, линалоол из масла розового дерева). Наконец, к концу XIX века химия достигла уровня развития, позволившего синтезировать вещества, которые выделялись из натурального сырья (кумарин, ванилин, терпинеол), и даже полностью искусственные — несуществующие в природе (этилванилин).
В ХХ веке происходило постепенное смещение акцента со сложных смесей натуральных веществ к использованию полностью синтетических (Iso-E-Super, Javanol, Galaxolide). Парфюмерия второй половины ХХ века — это как правило небольшое количество дорогого натурального сырья (абсолют туберозы, нарцисса, жасмина и т. п.), добавленное в формулу, состоящую практически полностью из синтетических веществ, для придания ей более натурального, более дорогого звучания.
С развитием Интернета парфюмерия потеряла значительную долю секретности и статуса тайного знания.
Хотя собственно формулы парфюмов хранятся за семью печатями, их легко восстановить с точностью более 99% при помощи химического анализа. Как результат, появилась целая индустрия подделок, целые заводы и торговые марки копий известных духов. Но и авторы не стоят на месте. Наука об обонянии, химия и биология привели к новому пониманию процессов восприятия парфюма.
...преимущество имеет тот, кто обладает научной базой для синтеза новых душистых веществ
Парфюмерия XXI века — это каптивные (captive) молекулы, недоступные для использования за пределами компании-разработчика (например, Nympheal, Akigalawood, Ebelia). На сегодняшнем рынке преимущество имеет тот, кто обладает научной базой для синтеза новых душистых веществ, добавляемых в формулы или используемых в монокомпонентных духах. Самый известный пример — Iso-Gamma, форма пачули этанона, содержащая определённый пространственный изомер, и обладающая соответствующими ольфакторными свойствами. Очень близкий ему Iso-E-Super можно свободно и недорого купить. Все подделки Molecule 01 состоят из него и пахнут почти так же. Но есть едва уловимая и едва осознаваемая разница.
Каптивные молекулы постепенно попадают на рынок и могут использоваться всеми желающими. Появляются новые. Доступ к новым каптивам имеют парфюмеры, работающие непосредственно на компании, такие как Givaudan, Firmenich, IFF. Новые молекулы зачастую получаются случайно: новая синтезированная формула вдруг оказывается с запахом, который обнаруживает потенциал для использования в парфюмерии. Не всегда запах приятный. Мастерство парфюмера как раз состоит в том, чтобы обнаружить этот потенциал.
В XXI веке парфюмерия стала меняться столь стремительно, что ещё сама не успела осмыслить это преобразование.
Сегодня, если вы хотите стать парфюмером, вам не нужно наниматься в подмастерья или проходить дорогое обучение в закрытой школе.
Парфюмеру нужно уметь различать оттенки ароматов, уметь складывать их с учётом желаемого эстетического эффекта и физико-химических свойств композиции (летучести, стойкости).
Дальше нужен опыт и нужно знание смежных дисциплин: от химии до философии, от анатомии до искусствознания. Всё вместе даст тот опыт, благодаря которому и будет получаться создание новых уникальных ароматов.