CORE THEORY

the Aromacolour

Лонгрид о философии, лежащей в основе этого ресурса
Есть ли у запаха цвет?
Есть ли у цвета запах?
Современные междисциплинарные исследования подтверждают: есть.
Это называется кросс-модальной (интерсенсорной) перцепцией, то есть пересечением информации от разных органов чувств при её обработке головным мозгом.
Всем известно понятие «синестезия». Чаще всего именно синестезией называют ассоциации между разными чувствами. Такое название не всегда корректно. Случаи синестезии, когда люди в прямом смысле видят цвета звуковых тонов, а уж тем более случаи зрительных или слуховых галлюцинаций, — всё это относится к не совсем здоровым состояниям.
Кросс-модальная перцепция, напротив, абсолютно нормальна и естественна для любого человека. Метафоры вроде «синий лязг подков» (С.Есенин), «чёрный, влажный, ночной женский голос» (А.Ахматова) – это типичные примеры кросс-модальности.
Не только метафоры. Самый простой пример — привычные слова, языковые концепты, то есть понятия, за которыми стоит некий образ. Если этот образ не абстрактный (как, например, «справедливость»), а связанный с ощущениями (например, «кот»), он состоит из набора зрительных, звуковых, обонятельных сведений об объекте. Кот определённым образом выглядит, издаёт определённые звуки, с котами связан набор запахов… Кроме того, в концепт Кот входит тактильное ощущение (кот мягкий, но может причинить боль), ощущение массы, если вы держали когда-нибудь кота в руках, а также информация — теория — о том, что кот относится к семейству кошачьих и по сути лев или ягуар; что пород котов много, что они часто бывают героями мемов, и так далее.
Всё вместе создаёт в головном мозгу очень объёмный образ, который вспыхивает каждый раз, когда мы сталкиваемся с информацией, схожей с этим образом. Например, можно потрогать искусственный мех или какой-то предмет одежды, который по тактильному ощущению напомнит шерсть кота, и это вызовет в сознании ряд ассоциаций. А тем более, если услышать мяу или мурлыканье, сразу возникнет довольно плотный поток ассоциаций.
что такое звучная тишина?
Так устроена память и значит, так устроена вообще наша личность. Она состоит из огромного множества сложных, пересекающихся кросс-модальных элементов (перцептов), вспыхивающих каждый раз, когда их касается какое-то новое ощущение. По тому же принципу устроено творчество. Человек создаёт новое благодаря пересечениям информации.
На стыке возникает иное, отчасти похожее на прежнее, но новое. Метафора как элемент языка — лучший пример: что такое звучная тишина? Так работает вообще интеллект: мы можем предположить развитие событий, неявное из уже имеющихся данных, благодаря процессам анализа и синтеза информации.
Пока ничего не было сказано об одном критически важном элементе восприятия – эмоциях.
Всё перечисленное выше как элемент мышления и сознания можно изобразить в виде чёрно-белой фотографии, чёткой и детальной, но не имеющей цвета. Эмоции — тот элемент мышления, который раскрашивает, придаёт цвет всей остальной информации. Без эмоций невозможно восприятие мира. Благодаря им расставляются приоритеты, переключается внимание, вырабатываются желания или, наоборот, возникает отторжение чего-либо.
Эмоции, или аффективный компонент мышления, гораздо шире, чем просто чувства радости, восторга, обиды или разочарования. Эмоции управляют желаниями и мотивацией. Благодаря эмоциональному компоненту человек хочет или не хочет что-либо делать, и нередко зафиксированная когда-то давно негативная эмоция влияет на принятие решений, на активность и желание действовать.
Эмоция в головном мозгу маркирует информацию практически в прямом смысле: соединения нейронных окончаний (синапсы) имеют боковые подрастающие к ним веточки модулирующих нейронов. Синапс более или менее активен, более или менее силён в зависимости от модуляторов. Соответственно, очень сильное воспоминание (например, детская травма), застывшее, непроработанное, ввиду своего глубинного положения будет модулировать восприятие новой информации, неосознаваемо, но влиятельно.
(Забегая вперёд: это относится и к запаху. Недавние исследования показывают, что ветви обонятельного анализатора расходятся по всем областям головного мозга.)
эмоциональное значение цвета огромно
Метафора эмоции как расцвечивающего компонента мышления не полностью иносказательна. В реальности, цвет как раз и есть визуальный эквивалент эмоции. Мы знаем, что есть цвета радостные и грустные, бодрящие, успокаивающие, вводящие в уныние или вызывающие душевный подъём. Символика цвета укоренена в эволюции человека как биологического вида: например, кровь и красный как символ опасности, а листва и зелёный — безопасности.
Укоренена она и в культуре. Важно подчеркнуть культурное значение цвета. Его символизм создаётся в совместном круговороте образов между людьми в тех или иных обществах. Мы легко можем различить цветовые гаммы исламского Востока, Скандинавии, палитру Китая или Индии. По цветам мы точно можем сказать, к какому стилю относится тот или иной орнамент, предмет интерьера, одежды. Цвета играют важнейшую роль в восприятии мира. Их эмоциональное значение огромно.
Но есть ещё один, ещё более глубинный компонент, связанный с восприятием мира и его окрашенностью. Это запах.
в XXI веке наука об обонянии получает второе рождение
Обоняние — чувство в академической философии недооценённое из-за того, что в своё время великие философы посчитали это чувство слишком приземлённым, животным. В те времена (в 18−19 веках), действительно, повсюду в городах пахло очень плохо. А философствовать на тему вони как-то не комильфо.
Но в 21 веке наука об обонянии получает второе рождение. Коронавирусная инфекция, ставшая особенно знаменитой из-за потери чувства обоняния, подстегнула интерес к носу и запахам. Нейронаука изучает устройство восприятия запахов, философы осмысляют роль запахов в мышлении, а художники и парфюмеры создают ароматные послания, раскрывая в них свою душу.
Чувство запаха по сути – хемотаксис, то есть возможность ощущать наличие химических веществ.
Хемотаксис, действительно, первое в эволюционном развитии чувство, он есть уже у одноклеточных организмов. В животном мире он играет колоссальную роль, нередко являясь приоритетным относительно зрения и слуха. Особенно важное значение обоняние имеет для полового размножения (то есть поиска партнёра) и для установления иерархии особей, обозначения собственного присутствия на территории.
В исследовании обоняния кошек установлено, что по запаху они могут запомнить и узнать лично каждую особь, словно по имени.
У человека обоняние значительно слабее, чем у большинства животных. Отчасти это связано с изменением анатомии лица — уплощением по сравнению с вытянутой мордой животных и уменьшением площади обонятельного эпителия. Отчасти — потому, что с развитием мышления и речи необходимость в тонкой ольфакторной коммуникации отпала. А с появлением письменности стало проще нацарапать «Здесь был Я», нежели оставлять собственный запах.
Тем не менее, запахи по-прежнему важны для оценки качества пищи и вообще для оценки безопасности среды. К неприятным запахам (гнилостным, тухлым) нос особенно чувствителен.
В половом размножении человека обоняние также играет свою роль. Примерно двадцать лет назад была широко разрекламирована концепция феромонов и специального «вомероназального» участка носа для их восприятия. Эта концепция не имеет подтверждения — во всяком случае, такого органа в качестве чего-то отдельного.
Но, действительно, некоторые молекулы, выделяемые человеком с потом и кожным салом (особенно, в области гениталий) имеют привлекающие свойства, даже если их запах не осознаётся. Более того, целый ряд молекул животного и даже растительного происхождения используются в парфюмерии в качестве мускусов — тех самых «животных нот», привлекающих партнёра. Заодно они стабилизируют композицию и дают духам шлейф.
в этом магия качественной парфюмерии
Из сказанного наверняка уже понятно, что большинство ролей, которые играют запахи в жизни человека, связано с эмоцией. Будь то отвращение к тухлой пище, повышение аппетита или эротическое влечение, они напрямую вызывают интенцию: то есть основаны на эмоции, которая обходит рациональное сознание. Разум может не включаться вовсе, когда эмоция сильна, и запах зачастую как раз несёт в себе столь мощный заряд, что человек может быть полностью унесён им. В этом магия качественной парфюмерии.
И есть ещё одно свойство. Если вернуться в начало этого текста, где говорилось о кроссмодальной перцепции, в неё необходимо включить категорию обоняния. Аромат является одной из самых прямых дорожек в глубины неосознаваемого. Марсель Пруст, французский писатель начала ХХ века, одним из первых ярко описал значение запаха для пробуждения воспоминаний.
Это явление даже получило название «феномен Пруста».
В повести «Комбре» он описывает ярчайшее захлестнувшее его воспоминание, внезапно возникшее, когда он пил чай с печеньем — тем самым, которое когда-то в детстве давала ему мама. Так называемая «мадленка Пруста» (печенье madeleine в виде ракушки) в современной философии мышления описывает важнейший процесс пробуждения ассоциаций, целых воспоминаний и переживаний, при ощущении запаха. И самое главное здесь то, что эти ассоциации обычно ярко окрашены эмоциями. Именно эмоция — тот носитель, который несёт на себе образы и конкретные факты.
Современная наука позволяет сделать из аромата гораздо больше, чем просто одеколон, духи или ароматизатор воздуха. Благодаря пониманию того, как устроено ощущение запаха, его роль в кроссмодальной перцепции и его последующее переживание, можно применять ароматы и в художественной, и в психотерапевтической роли. А богатая палитра парфюмерных компонентов (на порядок более богатая, чем 150 лет назад) позволяет создать уникальный аромат индивидуально для каждого человека. Чтобы каждый мог иметь свою «мадленку Пруста», да не одну.
Итак, есть ли у запаха цвет, а у цвета – запах?
Не трогая чистую синестезию (это редкая особенность и даже аномалия), можно ответить утвердительно. У каждого человека есть свойство кросс-модального восприятия. Более того, цвет и запах не просто связаны общим восприятием, но имеют выход на эмоцию и настроение.
Подобная связь — великолепный ресурс как для психологического, медицинского применения и научного поиска, так и для художественного выражения.
Этот ресурс, «Осмология», посвящён междисциплинарному изучению и выражению кросс-модальных связей обоняния, зрительных образов и эмоций.