Perfume and Olfaction
Обоняние в медицине и парфюмерии
Парфюмерия завораживает. Она похожа на магию. Волшебный эфир, который вылетает из флакона, стоит лишь приоткрыть крышку, и окутывает облаком чувств, эмоций, воспоминаний.
Эта область знания до сих пор сохраняет таинственность, несмотря на возможность доступа практически к любой информации. Информации много, но чему верить? В Интернете полно мечтателей и самозванцев, которые наивно думают, что разбираются в искусстве создания ароматов или же сознательно обманывают людей, продавая бесполезные лайфхаки, непроверенные формулы аккордов и чужое знание. Много в Сети и фриков, позирующих нагишом, пытающихся воссоздать запах спермы и пота, якобы с эффектом феромонов. Это уже психиатрическая проблема.
Другая фундаментальная проблема: аромат пока невозможно транслировать на расстоянии. В отличие от текста, видео или звука, из которых состоит 99% привычного образовательного контента, парфюмерия — это запахи. А запах неотделим от вещества, которое и есть этот запах. Логистика в обучении парфюмерии, флейвористике очень сложная.
Есть и другие особенности. Современная парфюмерия принципиально отличается от традиционных подходов к созданию духов ещё 30 лет назад. Во-первых, методы хроматографического анализа не оставляют секретов, и все крупные производители знают составы конкурентов уже спустя пару недель после релиза. Во-вторых, синтезированы тысячи душистых веществ, которых никогда не было в природе. Они позволяют создать фантазийные запахи, ни на что не похожие или, наоборот, очень похожие на естественные. В-третьих, в создании духов всё больше играет роль автоматизация и искусственный интеллект.
Единственное, что остаётся за человеком – эстетический вкус и умение распознать потенциал в получившемся (иногда случайно) аккорде.
Так было, например, с Френсисом Куркджяном, который смешал совершенно несочетаемые больничные бинты и сладкую вату (то есть эвернил и этилмальтол) и получил феерически успешные духи. Так было с Франсуа Коти, основоположником шипрового направления, с Полем Парке, придумавшим Королевский папоротник, или с Эрнестом Бо, создавшим бессменную классику от Шанель.
Современный парфюмер — это человек, который может создать образ будущих духов, умеет оценить эстетическую ценность полученного аккорда и знает, из чего можно сделать аромат мечты. Главное — иметь хороший вкус. Как говорит великий Альберто Морильяс, «свежий аромат для Кельвина Кляйна совсем не то же самое, что свежий аромат для Сен-Лорана». Настоящий парфюмер — это не только лаборатория, наполненная ароматами, но это знание искусства, медиа, моды, литературы и кино.
Osmologia
Современная наука об обонянии — это междисциплинарная система, связывающая множество областей от физики субатомных частиц до философии сознания.
Запахи долгое время считались «низменным», животным чувством, и внимания обонянию уделялось на порядок меньше, чем зрению и слуху.
Дело сдвинулось с мёртвой точки в 1991 году, когда Ричард Аксель и Линда Бак открыли обонятельные рецепторы и их гены в ДНК. В 2004 году они получили Нобелевскую премию за это открытие.
Обоняние стало изучаться и на уровне строения молекулы, электронных облаков её образующих, и на уровне белка — рецептора к веществу, и на уровне головного мозга, и на уровне сознания.
Достижения науки проникают и в парфюмерию. Сегодня она зависит от открытий химиков не меньше, чем раньше — от таланта парфюмера. Но последнее слово всё же остаётся за человеком, способным дать эстетическую оценку получившемуся запаху.
Осмология - междисциплинарное знание, позволяющее взглянуть на обоняние как на медицинский процесс, как на психологический феномен, как на искусство.